10 декабря 1868 года. Именно в этом день появилось первое устройство для регулировки движения, которое сейчас известно каждому автомобилисту и пешеходу как светофор. В нем не было электрических лампочек и электронных компонентов. Переключение осуществлялось вручную, а сам светофор представлял две стрелки от семафора, которые освещались газовым фонарем.
За прошедшее время светофор прошел путь от механического устройства до сложного электронного устройства с автоматизированным адаптивным управлением. Узнаем о нем подробнее.
Первые модели
Впервые светофор со стрелками и подсветкой установили в Лондоне. Именно этот город уже в XIX веке страдал от загруженности улиц транспортом. Правда, тогда это были не автомобили, а гужевые повозки, кареты, телеги.
Автором необычного приспособления был Джон Найт. Он работал на железной дороге, потому неудивительно, что его детище было переделанным семафором. Он закрепил их на столбе и снабдил несложным механизмом. Поднятая горизонтально стрелка означала «стоп», наклоненная «приготовиться», а опущенная «поехали». Ночью эта конструкция подсвечивалась фонарем на верхушке столба.
Кстати, вскоре использовать светофор запретили. Несмотря на то, что он уже стал достопримечательностью столицы. Запрет связан с несчастным случаем, а именно — взрывом газа в фонаре. После этого светофоры вновь начали использовать в европейских странах только через 50 лет.
Продвинутые варианты
Светофор с электрическими лампами был изобретен в 1912 году и имел два цвета — красный и зеленый. Однако из-за того, что его автор — Лестер Вайр — не оформил патент на устройство, лавры изобретателя достались Гаррету Моргану. Он сделал похожее устройство, но с тремя огнями. И получил на него патент.
Но интересен мотив изобретения. Гаррет предлагал использовать светофор, чтобы достигнуть социальной справедливости. Ведь до этого очередность проезда перекрестка определялась социальным положением водителя или пассажира.
Светофор стал очень популярным, так как именно на начало XX века пришелся бурный рост американской автомобильной промышленности. В Европу американские светофоры «пришли» только в 1927 году.
Российский опыт
Жители Москвы увидели первый светофор в конце 1930 года. Чуть позже такое же устройство появилось в Ленинграде. И уже через 2 года количество светофоров исчислялось сотнями. Российские светофоры первых моделей были похожи на часы и имели корпус круглой формы. А очередность сигналов определялась внутренним механизмом устройства.
Такие модели не отличались удобством, поэтому было принято решение заменить их на классические. Но в СССР первоначально зеленый сигнал находился вверху, то есть светофор был перевернутым. Только после присоединения к Конвенции о правилах дорожного движения их заменили на светофоры общепринятого стандарта.
Современные устройства
Сейчас светофор похож на свой прообраз только внешне. Вместо ламп накаливания давно используются светодиоды, которые работают практически вечно. Однако главное отличие — это система управления уличным движением.
Все светофоры в городе подключены к общему диспетчерскому центру и управляются в зависимости от загруженности дорог. Данные о загруженности передаются от камер наблюдения и сенсоров установленных на улицах. При возникновении затора с помощью светофоров можно организовать «зеленую волну» и избежать скопления машин.
Самые последние разработки — светофоры в виде светодиодных табло, которые могут транслировать любую информацию в зависимости от используемой программы. Например, выводить данные о пробках, погоде, ситуации на дороге.